Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

МАТЕРИАЛЬНО-техническое оснащение

Анализ предметно — развивающей среды с учетом ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда группы является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.Поэтому созданная в ДОУ предметно — пространственная среда влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.При создании развивающей предметно-пространственной среды руководствовались ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОО и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в группах  учитывали всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников группы, показатели их здоровья, психофизилогические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально – потребностной сферы. В построении предметно-пространственной среды групп  опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.Цветовая палитра групп представлена теплыми, пастельными тонами, Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей уверенность в безопасности.

Приёмные  комнаты  (раздевалки) оснащены родительскими уголками «Для Вас, родители», папками-передвижками с информацией для родителей. Предусмотрено  место для выставок детского творчества (рисунков, поделок, с обозначенной темой, задачами и полученным результатом.

.При создании развивающего пространства в группах  учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.  Постарались создать такую творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребности  и возможности.

В группах созданы:

Центр сюжетно-ролевых игр, где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей.  События в играх дети отражают различными  бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.);  трудовыми  сюжетами (моряки, строители, доктор, почта); имеются атрибуты для сюжетно — ролевых игр; наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки — орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители.

Маркеры2Маркеры1Доступность1                   Доступность2    младщш1Доступность2  .

Центр музыкально — театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, различными видами театра: пальчиковым, настольным, кукольным и т. д. имеется ширма для театрализации и костюмы для детей. Группа оснащена аудиотехникой, фонотекой.

КоллажиIMG_1510IMG_1595 IMG_1597 IMG_1598 IMG_1602IMG_1527

Центр познавательного развития — необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Имеется большое количество игр по развитию логико — математического мышления. Это игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры.

Центр опытно – экспериментальной деятельности представлен с наличием атрибутов для наблюдения и экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов и т.д.. Составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.

IMG_1432IMG_1538IMG_1474IMG_1554IMG_1499IMG_1504

— Центр речевого  развития — представлен мини-библиотекой, настольно-печатными играми с цифрами и буквами, ребусами. Книги располагаются по определенной тематике: сказки, рассказы, познавательная литература; стихи. Имеются портреты детских писателей; альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов).

дид дид1 карт п,и

Центр конструирования, где дети закрепляют навыки коллективной работы, учатся распределять обязанности, планировать процесс изготовления постройки. Имеются строительные материалы, конструкторы, детали конструктора, набор мелкого строительного материала, схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки)

IMG_1520IMG_1488IMG_1534

Центр изобразительной деятельности – один из самых любимых у детей, способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь,  формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.

IMG_1159 IMG_1162 IMG_1166 IMG_1417 IMG_1508

Физкультурно-оздоровительный центр — где дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Есть мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцеброс, скакалки и т. д. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателей: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия, рукавицы для массажа.

IMG_1539IMG_1545 IMG_1524

Вывод: Предметно-развивающая среда  в группах спроектирована с учетом принципов рекомендованных ФГОС, в соответствии с программой, реализуемой в ДОО, возрастными и поло-ролевыми особенностями воспитанников.Среда групп содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная. Групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр.

Соблюдены требования зонирования группового помещения, динамичности предметной среды, созданы условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей и взрослых.

В группах прослеживается оригинальность и эстетичность в подборке материалов и оборудования — познавательная стена, макеты природных зон, что делает образовательное пространство групп неповторимым и уникальным.

Таким образом, в организации предметно – развивающей среды отведено важное место в воспитании детей и созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать информацию, полученную в непосредственно образовательной деятельности.

Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС ДО и ООП ДО  на  85%, осуществляется авторский подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО и ООП ДО.